Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 18 «Радуга» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ


КОМПЛЕКСЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С СДВГ.

Учитывая особенности психомоторного развития детей с СДВГ, необходима комплексная, системная коррекция, в которой когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.
Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Он является базовым для дальнейшего развития ВПФ. Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями. Последующее включение когнитивной коррекции, также содержащей большое число телесно-ориентированных методов, должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.
Особенности проведения занятий:

- четкая, повторяющаяся структура занятий;
- неизменное расположение предметов в зале;
- введение временного лимита на выполнение задания;
- соблюдение детьми норм и правил поведения в группе;
- введение системы наказаний и поощрений. Наказанием может служить выбывание из игры на "скамью запасных", лишение роли лидера и т. д. В качестве поощрений могут служить различные призы, выбор любимой музыки для сопровождения занятий, ведущая роль в игре и т. д.
- соблюдение правил начала и окончания занятий. Начало занятия должно включать специфическое (оригинальное) групповое приветствие, затем это может быть прослушивание определенной мелодии, обсуждение прошлого занятия, постановка задач текущего занятия.

Окончание занятия содержит интегративные упражнения (групповое обсуждение занятия, тематические рисунки), придуманное вместе и канонизированное групповое прощание.

Комплекс 1

1. Приветствие.

- Игра "Хлопки по кругу". Участники стоят по кругу и передают друг другу хлопки. Каждый может изменить направление движения хлопков.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- "Ветер". На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.
- Дыхание только через правую, затем только через левую ноздрю. Дыхание медленное, глубокое.
- "Кулачки". Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.
- "Ушки". Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.
- "Обезьяна расчесывается". Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука - от правого виска к левой части затылка.

3. Растяжки.

- "Качалка". Исходное положение (далее И.п.) - лежа на спине. Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант - перекаты то на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает на каком-либо боку.
- "Кобра". И.п. - лежа на животе. Ладони упираются в пол на уровне плеч. "На вдохе, как кобра медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ноги и таз при этом должны быть расслаблены и лежать на полу". На выдохе - медленный возврат в и.п. и расслабление.

4. Упражнения на внимание, общую и мелкую моторику.

- "Огонь и лед". И.п. - стоя в кругу. По команде: "огонь!" дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде "лед!" дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
- "Колечко". Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
- "Цепочка". "Колечки" правой и левой руки поочередно соединяются.
- "Черепахи". Педагог и дети стоят у противоположных стен. По сигналу дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты педагог подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним.
- "Четыре стихии". Дети сидят в кругу. Ведущий договаривается с детьми, что если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - повернуться вокруг себя.

5. Релаксация.

- "Поза покоя". Дети находятся в удобных для них позах. Педагог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Комплекс 2

1. Приветствие.

- "Ритм по кругу". Ведущий отхлопывает ритм. Задача детей - повторить ритмический рисунок, подхватывая ритм друг за другом.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- Сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой, с выдохом, немного сгибаясь при этом.
- И.п. то же. Вдох через нос, на выдохе - длительное произношение звуков (ж, ш, з, с, о, а, у).
- Упр. "Кулачки", "Ушки" (см. комплекс 1).
- "Веселые носики" - потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

3. Растяжки.

- "Струночка". И.п. - лежа на спине. Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, холодным, гладким; шее или ногам неудобно и т. д.
- Упр. "Качалка", "Кобра" (см. комплекс 1).

4. Стабилизация и оптимизация общего тонуса.

- "Потянулись - сломались". Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Педагог: "Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), плечах (хлопок), упали". И т. д. до мягкого падения на пол.

5. Упражнения для развития ловкости и мелкой моторики рук.

- "Колечко", "Цепочка" (см. комплекс 1).
- Прыжки на месте на двух ногах: ноги врозь и ноги вместе; чередование прыжков: ноги врозь и ноги скрестно. Используются различные комбинации с движениями рук.
- Игра "Колпак мой треугольный". Цель - развитие внимания, эмоциональная разрядка. "Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак". Все повторяют слова несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слов жестом. Последнее исполнение состоит практически из жестов.
- "Зеркало". Упражнение выполняется в парах. Один ребенок придумывает и показывает движение, второй - повторяет его. Затем дети меняются ролями.

6. Подвижная игра с правилами.

- "Ловушки с мячом". Дети передают по кругу мяч со словами: "Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть! Вот он уже здесь!" На слове "здесь" водящий выходит на середину круга и говорит: "Беги без оглядки, чтоб сверкали пятки!" - и бросает мячом в детей. В кого он попадает, тот выходит из игры.

7. Релаксация.

- "Загораем". Представьте себе, что ноги загорают на солнышке.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... Держим... Напрягаем...
Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

Комплекс 3

1. Приветствие.

- "Бабочка - ледышка". По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то бабочка, то горячая картошка.

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

- "Ветер" (см. комплекс 1).
- "Шарик". Представить желтый или оранжевый шарик, расположенный в животе. На вдохе шарик надувается, на выдохе сдувается (диафрагмальное дыхание).
- И.п. стоя на коленях. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх, на выдохе - вниз.
- Упр. "Кулачки"; "Ушки" (см. комплекс 1).
- "Рыбки". Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой - нижнюю. Выполнять одно направленные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, массируя, вперед.

3. Растяжки.

- "Струночка"(см.комплекс 2).
- "Бревнышко". И.п. лежа на спине. Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы "смотрят" вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться сначала налево, затем направо, как "бревнышко".

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

- "Цепочка" (см. комплекс 1).
- "Лезгинка". Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций.

5. Упражнение для развития внимания и координации.

- Руки поочередно вперед, вверх, в стороны, вниз. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.
- Руки поочередно на плечи, на пояс, на бедра, на колени. То же самое в ходьбе, в прыжках, в поворотах вокруг себя.
- "Черепахи" (см. комплекс 1).
- "Ладонь к ладони". Цель - развитие навыков взаимодействия. Дети садятся друг напротив друга, прикасаются своими ладонями к ладоням партнера. Ведущий партнер задает какое-либо движение своими руками, ведомый следует за ними. Затем партнеры меняются ролями.
- "Воздушная подушка". Повторяется предыдущее упражнение, но ладони не соприкасаются.

6. Подвижная игра с правилами.

- "Лохматый пес". Выбирается ведущий - "пес". Садится в середину зала, дети встают вокруг него и движутся по кругу со словами: "Вот сидит лохматый пес, в лапы свой уткнувший нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Пойдем, разбудим, посмотрим, что будет!". Пес просыпается, ловит.

7. Релаксация.

- "Штанга". И.п. стоя. Педагог: "Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают.
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом.
Штангу с пола поднимаем,
Крепко держим...
И бросаем!
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.

Комплекс 4

1.Приветствие.

- "Хлопки по кругу" (см. комплекс 1).

2. Дыхательные упражнения и самомассаж.

Дыхательные упр. (см. занятие 2).
- "Расслабленное лицо". Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; "разгладить" лоб от центра к вискам.
- "Глазки отдыхают". Закрыть глаза. Межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить то же движение под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.

3. Глазодвигательное упражнение.

Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям, к себе - сведение глаз к центру, и от себя).

4. Растяжки.

- "Качалка"; "Кобра" (см. комплекс 1).
- "Кошечка". Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на ладони и колени. На вдохе прогнуть позвоночник вниз, на выдохе спину прогнуть вверх, подбородок прижать к груди, зашипеть.

5. Стабилизация и оптимизация общего тонуса.

- "Насос и надувная кукла". Упражнение выполняется в парах. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит расслабленно на полу. Другой ребенок накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук "с-с-с" на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются, напрягаются. Затем кукла снова сдувается. Дети меняются ролями.

6. Коммуникативные игры.

- "Сороконожка". Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде "Сороконожка" начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача - не разорвать цепочку и сохранить "Сороконожку".
- "Движение". Цель - формирование двигательной памяти. Педагог предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и т. д.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.

7. Упражнение для развития внимания и двигательного контроля.

- "Чайничек с крышечкой". Участники садятся в круг. Каждый пропевает песенку, сопровождая ее определенными жестами:
"Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней)!
На чайничке - крышечка (левая рука складывается в кулак, правая -ладонью делает круговые движения над кулаком).
На крышечке - шишечка (вертикальные движения кулаками).
В шишечке - дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки).
Из дырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки).
Пар идет с дырочки, Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке".

8. Подвижная игра с правилами:

- "Бездомный заяц". Дети становятся в круг, считалкой выбирают "охотника" и "бездомного зайца". Остальные дети (зайцы) встают в обручи (домики), выложенные по кругу. По команде: "раз - два - три - охотник лови" охотник бегает за бездомным зайцем вокруг домиков. Заяц может спрятаться в любом домике, но тогда другой заяц должен из домика убежать. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

9. Релаксация ловкости "Поза покоя".

Подготовил 

педагог-психолог Скоморохова Ю.И.

17.12.2013 Г.

      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 18 «Радуга» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области