|
Воспитание послушания у детей
|
Воспитание послушания у детей.
Подготовил: воспитатель первой категории,
Щукина Т.Ю.
Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, так как без умения слушаться невозможна никакая дисциплина. Послушание нужно начинать воспитывать с того времени, когда ребёнок станет понимать требования окружающих. Послушного ребёнка легче научить доступным его возрасту хорошим делам, внушить ему, что хорошо, а что плохо, выработать привычки нравственного поведения. Однако, важно считаться с индивидуальными особенностями ребёнка, его интересами, желаниями, с уважением относиться к его деятельности, серьёзно и умело отвечать на вопросы ребёнка, верить в его возможности, доверять ему, быть тактичным в обращении.
Любовь и уважение к ребёнку надо умело сочетать с неукоснительной требовательностью к нему. Успех воспитания послушания предполагает единство требований со стороны всех членов семьи. Если мать предъявляет к ребёнку определённые требования, а отец освобождает сына (дочь) от их выполнения или наоборот, ребёнок будет поступать так, как захочет. Без единства требования невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Если вы не будете следить за выполнением своих требований, дети привыкнут недобросовестно относиться к ним.
Но контролировать ребёнка следует деликатно, так, чтобы он не думал, что ему не доверяют, не верят в его силы. Допустим, ребёнок, в первый раз не послушался вас, не выполнил ваше распоряжение – следует его повторить ещё раз, но уже более категорично, если и в этом случае ребёнок не послушался, оставьте его в покое. Через некоторое время, когда он подойдёт к вам со своими делами, обратится с вопросом, вы спокойно потребуете исполнения свой просьбы, и, пока он не выполнит, не общайтесь с ним. Недопустимо подменять требовательность упрашиванием: «Ну будь умником, ты же обещал слушаться…». Следует также избегать распоряжений, заранее утверждающих детское непослушание: «Сколько раз тебе говорить?! Пока сто раз не повторишь, не послушает!». Запрещая что-то, надо быть твёрдым, настойчивым - ребёнок должен подчиняться слову «нельзя». Надо чётко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать нужно только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснять причину запрета.
Послушание ребёнка формируется в деятельности, в процессе упражнений в хороших поступках. Правильно организованный день, насыщенный интересными, полезными делами, нормализует поведение ребёнка, способствует формированию положительных привычек, обеспечивает прочность и своевременность усвоения правил поведения.
Известно, что ребёнок большую часть времени играет – в игре отражает окружающую жизнь, труд взрослых, в игре формируется перовое элементарное понятие долга, умение уступать, считаться с другими и т.д. Дети очень любят, когда взрослые играют с ними. Совместные игры способствуют установлению взаимопонимания, помогают родителям добиться от детей выполнения требований без особого нажима.
У ребёнка также должны быть постоянные трудовые поручения. Привыкнув ежедневно накрывать на стол, приводить в порядок игрушки и т.п., ребёнок делает всё это без принуждения, с охотой, учится заботиться о родителях, братьях, сёстрах.
Поощряя успехи одного ребёнка, не следует противопоставлять его остальным детям и чрезмерно подчёркивать его достижения. Нужно стремиться к тому, чтобы его поступки и действия получили признание и одобрение других детей.
Важно постараться, чтобы ваше собственное поведение было подтверждением того, что вы требуете от ребёнка. Если жизнь в семье организована правильно, установлен добрый тон между взрослыми, наказания не будут нужны, ребёнок будет послушным и ответственным за свои поступки.
|